Визит владыки Иоанна

С апостольским визитом 12 и 13 августа в Усинске находился епископ Воркутинский и Усинский Иоанн (Руденко).

В его рамках владыка с миссионерскими поездками побывал в Щельябоже, Мутном Материке и Усть-Усе, освятил новые колокола и отслужил молебен у раки с мощами святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского чудотворца, и иконы с частицами мощей священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии. Эти святыни находились в храме Воскресения Христова всю прошедшую неделю и были доступны для поклонения каждому желающему.

Освящение колоколов

Одним из важнейших мероприятий визита стало освящение семи новых колоколов для храма Святой Животворящей Троицы в Усть-Усе. Храм в старейшем в нашем муниципальном образовании селе был построен в 1894 году. После революции его постигла участь тысяч церквей нашей страны: он был закрыт, переоборудован вначале в клуб, затем – в склад. Колокол храма был утрачен, даже саму звонницу новые власти разобрали. По сведениям местных жителей, сейчас сельский колокол находится на хранении в музее Печоры.

После восстановления храма в 1998 году усилиями его настоятеля – благочинного Усинского церковного округа иеромонаха Петра (Красникова) – была заново выстроена колокольня. Недавно, во время храмового праздника села, Дня Святой Троицы, пришла хорошая весть о том, что на средства градообразующей компании Усинска ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» будут отлиты и приобретены на нужды церкви новые колокола. Предприятие выполнило обещание: новые колокола, самый крупный из которых весит 700 килограммов, были изготовлены и доставлены в Усинск из Каменска-Уральского Свердловской области. Это стало очередным совместным проектом нефтяников и администрации муниципалитета в рамках Соглашения о сотрудничестве между компанией «ЛУКОЙЛ» и Правительством Республики Коми.

В минувшее воскресенье епископ Иоанн в сослужении священноначалия Усинска провёл чин освящения колоколов. В церемонии участвовали также руководитель администрации МО ГО «Усинск» Станислав Хахалкин, заместитель генерального директора по связям с общественностью ЛУКОЙЛ-Коми Сергей Макаров.

– Колокольный звон – это голос храма, который звучит вовне его стен, – сказал после завершения таинства владыка Иоанн. – Не только богослужебные и молитвенные песнопения, чтение священного писания, проповедь священника могут призывать человека к Богу, но и чистый колокольный звон. Звук его, думаю, будет больше трогать сердца людей, чем приглашения к участию в богослужениях через простые объявления или устные просьбы. Дай бог, чтобы звучание колокола всегда несло людям радость, призывы к славословиям и благодарениям Творцу, а не тревоги. Бог, в том числе и через колокольный звон, благословляет человека на добрые дела и созидательный труд. Надеюсь, что освящённые кампаны (колокола с церковно-славянского языка) будут способствовать благочестивой жизни и благоденствию жителей села Усть-Усы и его окрестностей. И тем самым преемственность поколений, утраченная за годы гонений на Церковь, начнёт восстанавливаться.

По словам епископа, неслучайно, что в Усть-Усе планируется установить семь колоколов. Эта цифра символизирует полноту жизни. Звучание нескольких колоколов создаёт определённый звукоряд, который дополняется благовестными (это самые большие и массивные), зазвонными (меньшего размера) и другими колоколами. В ближайшее время колокола привезут и установят в Усть-Усе.

После завершения молебна каждый его участник смог позвонить в один из колоколов. Одними из первых это сделали Станислав Хахалкин и Сергей Макаров.

Ташкентские святыни

Кроме колоколов, в храм Воскресения Христова прибыли в этот же день святыни из ташкентской митрополии. По словам епископа Иоанна, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий предложил провезти по городам, посёлкам и крупным сёлам нашей республики раку с мощами святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, и икону с частицами мощей священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии. Руководители епархий республики охотно согласились. В течение нескольких недель святыни «путешествовали» по нашему региону. Усинск стал одним из последних пунктов их пребывания в республике.

Святитель Лука – это современный святой, который подвизался в вере в самые тяжёлые для русского православия 20–50-е годы XX века. Он был выдающимся учёным, врачом и своё исповедническое служение сопровождал благородным делом лечения больных, раненных в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, он и сейчас по молитвам верующих помогает им избавляться от духовных и телесных недугов. Чудеса эти настолько поразительны, что даже в Греции, где он никогда не бывал и не жил, его почитают примерно так же, как мы почитаем святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Против нечистых духов, демонов злобы, которые на самом деле вредят человечеству, побуждают к ссорам, молятся многим святым, но особенно в противостоянии князю тьмы послужили священномученик Киприан и святая мученица Иустина (в III веке). Пребывание в течение недели этой иконы с изображением святых и частицами их мощей в нашем городе стало хорошим подарком для большинства православных Усинска.

Кстати, как сказал епископ Иоанн, эти святыни почитаемы не только православными, но людьми, придерживающимися иных вероисповеданий или мировоззрений. Например, многие мусульмане, в том числе в Узбекистане, приходят поклониться мощам святых, а некоторые даже принимают крещение после этих визитов – настолько велика благодать Божия, исходящая от святынь.

Миссия в сёла

Во время пастырских визитов в Щельябож, Мутный Материк и Усть-Усу владыка вместе с иеромонахом Петром провёл там богослужения. К сожалению, по словам епископа, в церковь приходит мало сельчан, а сами общины немногочисленны. В Щельябоже, например, на Божественную литургию пришло всего несколько человек, в Мутном Материке храм на богослужениях посетило значительно больше людей. Кроме того, в Мутном Материке он пообщался с сельчанами, а руководитель администрации Константин Канев провёл экскурсию по селу. Как сказал епископ Иоанн, если есть хотя бы один человек, который с крепкой верой в Бога и с надеждой на Его милость посещает церковь, то её предназначение оправдано.

– В будущем постараюсь организовать встречи с жителями вне храма, – поделился впечатлениями от поездки владыка Иоанн. – Нужно людей «будить» от духовной спячки. Они словно застыли в прошлом, многие живут иллюзиями ушедших лет. Свободное время проводят кто как может. Молодёжь утешает себя, например, танцами по вечерам, более старшее поколение полностью занято домашними хлопотами. Сейчас нужно больше думать, как решать многие жизненные проблемы с опорой на веру в Бога, в приобщении к Церкви Христовой. Донести до людей эту истину считаю одной из главных задач своего служения.

Григорий Кожевин