Ликуют Небо и земля!

Приближается самый главный праздник православной Церкви – Воскресение Христово, иначе называемый Пасхой Господней. Во всех храмах готовятся к ночным праздничным богослужениям, которые традиционно сопровождаются крестными ходами, колокольным звоном и возгласами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Накануне торжеств епископ Иоанн (Руденко) любезно согласился рассказать читателям «Усинской нови» о значении великого праздника и особенностях богослужебной традиции в эти дни.

– Владыка, что означает для православного верующего праздник Пасхи? Почему его называют Пасхой Господней?

– Воскресение Христово – основа нашей веры. Это та важнейшая истина, на которой зиждется всё православное учение и вся жизнь верующего человека. Апостол Павел учит через Евангелие: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Радость пасхальной ночи – это прорыв в царство небесное, начало нескончаемой радости рая. Господь Иисус Христос умер распятый на кресте после многочасовых страданий в пятницу, около трёх часов дня, накануне еврейской Пасхи. Из истории еркви мы знаем, что под предводительством святого пророка Моисея несколько тысяч лет назад евреи спаслись бегством из египетского рабства, а затем Бог даровал израильскому народу землю обетованную. События обретения свободы и собственной земли и вспоминаются в еврейской Пасхе.

Чтобы отличить христианскую Пасху от еврейской, её называют Пасхой Господней, когда воскрес Господь Бог – Иисус Христос. Этот день избавляет человечество от рабства греха, смертного проклятья.

– Получается, что если воскрес Иисус Христос, то воскреснут в своё время и все люди?

– Несомненно. Воскреснут не только душой, но и телом. И произойдёт это в дни второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, когда он явится уже не как смиренный Богочеловек, а как Вседержитель, Творец неба и земли. Участь каждого человека в это время будет окончательно решена.

Многие не верят этому. События Воскресения Христова для них представляются красивой легендой?

– Да, многие действительно не верят. И это прискорбно. Но ведь Бог поругаем не бывает. Он зовёт в Свои райские обители каждого. И пока есть возможность покаяния – есть надежда на спасение и обретение истинной веры. В Церкви приводится в качестве назидания пример ветхозаветного святого Авраама, считающегося основателем еврейского народа. Бог открыл Аврааму, по вере его, истину, что человечество будет множиться не только обычным, естественным путём, но и сверхъестественным, силой Божией. Это значит, что росло и растёт количество людей, находящихся в райских обителях, а значит, и спасающихся.

– На Пасху обычно проводят крестный ход. Что он означает?

– Он символизирует единство верующих. Обычно в крестный ход выносят храмовые святыни: хоругви (церковные знамёна), крест, в некоторых случаях ковчеги с частицами мощей православных святых. Ход обычно проходит с особыми песнопениями, посвящёнными празднику Воскресения Христова. Традиционно верующие обходят храм и останавливаются перед закрытыми его дверями. Эти действия символизируют одновременно запечатанный вход в Гроб Господень (могильную пещеру, в которой воскрес Иисус Христос) и двери Царства Небесного, закрытые до момента воскресения. Когда мы входим в храм после завершения крестного хода, то тем самым знаменуем новую жизнь с воскресшим Иисусом Христом. Иногда бывает два крестных хода: первый – ночью, второй – днём. Во время дневного хода верующие подходят к центральной городской или сельской площади, где затем начинаются праздничные гуляния, освящаются куличи, яйца, люди проводят весёлые концерты: поют песни, читают стихи.

– Каждый год в Иерусалиме накануне Пасхи случается чудо схождения благодатного огня. Наверно, бог таким образом укрепляет нашу веру?

– Несомненно. Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня в Иерусалиме накануне Пасхи, в день Великой субботы. Промыслительно, что чудо совершается именно в дни православной Пасхи, что подтверждает истинность нашей веры. Его мы можем видеть по телевизору, и многие с замиранием сердца каждый раз ждут трансляции или фильма о событии. А некоторые специально едут в Иерусалим, чтобы непосредственно поучаствовать в этом действе. Кстати, в текущем году прошли реставрационные работы кувуклия – места, где лежало тело Христово после смерти, а сам храм Гроба Господня благоукрашен.

– Первая неделя после Пасхи (Праздника праздников) называется светлой седмицей. Почему всю эту неделю врата алтаря остаются открытыми? Что за каравай хлеба ставят вместе с иконой около дверей в алтарь?

– После Пасхальной литургии освящается артос (то, что вы назвали по-народному караваем). Это пасхальный хлеб, который стоит в храме в течение первой недели после Пасхи, а затем в воскресенье раздаётся народу, как благословение. Царские врата остаются открытыми до субботы – в знак того, что Христово воскресение открывает врата в Царство Небесное каждому желающему войти в него. В следующие дни после Пасхи, по окончании литургии бывают крестные ходы вокруг церкви, звонят в колокола, причём в перерывах между богослужениями это разрешается делать каждому желающему. Первую вечернюю службу после Праздника праздников настоятель храма совершает облачившись в светлые священнические одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором говорится о явлении воскресшего Иисуса Христа апостолам в первый день своего воскресения из мёртвых (Ин. 29, 19–25). Начиная с первого дня Пасхи и до вечерней службы Святой Троицы, не полагается совершать коленопреклонённые молитвы и земные поклоны.

– Почему принято праздновать Пасху в течение 40 дней, до Вознесения Господня (в этом году оно приходится на 25 мая)?

– Это период, когда Господь Иисус Христос в течение сорока дней видимым образом являлся верующим, апостолам. Не просто являлся, но и беседовал, разговаривал с ними, утешал и укреплял их в вере: молился вместе со своими учениками, наставлял на праведную жизнь, показывал свои раны, своими стопами ходил по земле, даже вкушал пищу. В эти же дни он возвестил им о том, что после своего вознесения он ниспошлёт на учеников Духа Святого, который научит их, как действовать и жить им дальше, как продолжать распространять веру Христову на земле. Это и произошло на пятидесятый день после Пасхи, который называется Днём Святой Троицы.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям, усинцам накануне Праздника праздников?

– Мира, любви, благополучия, крепости в вере. Пусть воскресший Иисус Христос помогает всем нам в преображении собственной души, в приближении к Царству Небесному. Мы уже здесь на земле сподобились причаститься этой великой тайны – Воскресения Христова. Пусть это приобщение к ней сопровождает всю жизнь и ведёт к вечной радости и славе Божией, знаменующей Пасху Господню!

Интервью взял Григорий Кожевин